Мы играем в зоопарк. АИСТЕНОК, Октябрь 2008

Светлана ВЕДРАШКО
психолог, логопед

В наше время большой акцент делается на обучение детей с самого раннего возраста. Буквально с пеленок малышей учат читать, писать, считать, причем одновременно. Тем не менее, ведущая деятельность в раннем возрасте все же игровая. И желательно, чтобы игра была в радость, вызывала приятные ощущения, положительные эмоции. Тогда развитие будет гармоничным, а так называемые «занятия» эффективны.

Игра — универсальный способ воспитания и обучения маленького человечка с самого раннего возраста. Наверное, вы не раз замечали, как увлеченно и радостно играет ваш ребенок, сколько эмоций отражается во время игры в его глазах, как богат и разнообразен мир его детских фантазий. А ведь игра — это не только развлечение для карапуза, это его жизнь, первый социальный опыт.

Если вы хотите развить необходимые способности малыша: научить его думать, правильно понимать речь взрослых, воспринимать окружающую действительность, — играйте с ним. Игры принесут в жизнь вашего чада радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Сюжетные, ролевые игры разовьют воображение, творческие возможности, внимание, память, речь. А если ваш малыш пропустил какой-то этап развития, например не ползал, в игре можно компенсировать это, доползать, доиграть, подкорректировать.

В игре у дошкольника интенсивно развивается психика, активно работают память, мышление, восприятие. В игре ребенок больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем в ситуации простого «учебного» задания. Даже острота зрения повышается в условиях игры. Ну и, конечно, обогащается запас знаний о мире. А также вы сами лучше узнаете своего малыша, если поиграете с ним вместе. А это важно для вашего взаимопонимания, для полноценного общения.

В игре с животными (например, это домашний зоопарк мягких игрушек) вы можете понаблюдать отношения вашего малыша с окружающими его людьми. Попросите его с помощью плюшевых зверюшек расставить свою семью или же его детсадовскую группу вместе с воспитателем. Понаблюдайте, кто с кем стоит, кто на кого похож, а может, малыш кого-то забыл — таким образом вы узнаете много интересного и важного о вашем чаде и его восприятии окружающей действительности.

Развитие голоса

Замечали ли вы, как дети подражают всем звукам, попадающим в их поле восприятия? Они то мяукают, как кошки, то по-собачьи лают, то рычат словно тигры? Используйте эту удивительную способность для развития голоса. Попросите малыша прислушаться, как подает голос кошка, собака, корова, лошадь, петух.

Поиграйте в такую игру: все животные зоопарка встретились и разговорились. Кто как будет разговаривать? Кошка мяукает (помяукайте), собака лает (полайте), коза блеет, корова мычит, тигр рычит, кукушка кукует, лягушка квакает, свинка хрюкает, сверчок стрекочет… У кого какой голос? Низкий, высокий? Громкий, тихий? Ребенок, изображая голоса разных животных, развивает себе слух, восприятие отдельных звуков.

Таким образом, ребенок будет иметь представления о силе голоса, о модуляциях — ниже-выше, громче-тише. А к школьному возрасту легче усвоит такие понятия, как гласный-согласный звук, звонкий-глухой, мягкий-твердый.

Школа пения

Птицы, обитающие в одних и тех же краях, поют схожие песни, перенимая их не только у родителей, но и у соседей. Гуляя в лесу, прислушайтесь к щебету, попробуйте узнать и запомнить, как поет та или иная птица. Тем самым вы и слух разовьете, и память потренируете.

Развиваем воображение

Изучите части тела различных животных — лапы, хвост, уши, грива, крылья и т.п. И попробуйте из частей разных животных собрать нового зверя. Возможно, это будет аппликация. Нарисуйте, а затем вырежьте. Повеселитесь, посмотрите, что получится. Попросите малыша придумать и нарисовать несуществующее животное. Это отличная методика для выявления эмоциональных особенностей вашего ребенка. Поспрашивайте, как зовут животное, где живет, с кем живет, кого любит, кого не любит, — и вы откроете много интересного о взаимоотношениях крохи с окружающим миром.

А если ребенок боится кого-нибудь из животных или насекомых, можно дорисовать им клетку или посадить в ящик.

Тактильное восприятие

А знаете ли вы, что рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности. Поэтому логопеды используют пальчиковую гимнастику для развития речи (пальцы напрямую связаны с языком), развивая мелкую моторику — повышается подвижность языка, движения становятся плавными и ритмичными. Малышам так важно трогать все руками. С помощью пальчиков они познают мир, пытаются найти различия между предметами, построить отношения с окружающей средой.

Задание: походите по спине руками, как слон, кот, змея, бабочка и другие животные, птицы, насекомые. Для начала называйте животных, потом пусть малыш пытается угадать, кто это по его спине прошел, а потом поменяйтесь ролями.

Сенсомоторная коррекция

В процессе ползанья у малыша развивается пространственное восприятие. Если карапуз «проскочил» этот важнейший период, могут даже возникнуть проблемы, связанные со способностью правильно говорить, писать, читать и многое другое.

Сложности могут выражаться в том, что ребенок путает право и лево, верх и низ, неправильно или с трудом пишет, читает. Нарушается ориентация в пространстве — малыш постоянно за что-нибудь задевает, не рассчитывает пространство. Во взрослом возрасте это так называемые топографические проблемы: неспособность ориентироваться по карте, сложности с запоминанием нового пути.

Именно с помощью ползанья человек впервые начинает передвигаться в пространстве.

Тем, кто пропустил ползанье, — также дорога в зоопарк. Научитесь у животных двигаться, понаблюдайте, кто как перемещается. Даже простые игровые ситуации развивают движения, ритмику, пластику, межполушарные связи.

Поиграйте с малышом, а заодно выучите движения. Пробудите интерес — очень важно, чтобы занятия были именно интересными. Чем забавнее будет игра, тем лучше усвоятся навыки.

Вместе с малышом попробуйте поиграть в такую игру: вы называете животное, а малыш в движении показывает, как оно передвигается.

Затем попробуйте показать движение, а карапуз пусть угадает, кого же вы изображаете.

Потом поменяйтесь ролями: карапуз загадывает животное и выполняет движения, а вы угадываете, кого же он пытается изобразить. Лягушка — прыгает, лошадка — скачет (разными аллюрами, шагом, рысью, галопом), кошечка — мягко ступает на подушечки лап, змея -ползает и т.д. Попробуйте имитировать движения всех животных. А чтобы было веселее — ползайте вместе с малышом! Положительные эмоции нужны и вам.

Для полноценного развития так важны новые впечатления, новые знания. Необходимо гулять, наблюдать, фантазировать. И, конечно же, играть, развивая воображение. Играть, чтобы ребенок понимал пространство для реализации своих творческих возможностей.

Азбука Души
тел.: 8(916) 606-15-78

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.