Логопедические упражнения и статьи.

88

Специальные упражнения избавляют от дефектов речи

От картавости и шепелявости можно избавиться в любом возрасте. Ребенку на устранение этих дефектов потребуется в среднем четыре месяца, а взрослому может хватить и пяти занятий с логопедом.

КАРТАВОСТЬ. Дефектное произношение звука «р» (научное название «ротацизм») может возникать по разным причинам.

Например, с ребенком, когда он начинает неправильно произносить звук, никто не занимается, не исправляет его и не указывает ему на ошибку.

Еще одна причина чисто физиологическая — укороченная уздечка (подъязычная связка). Уздечка эластична и в детском возрасте ее можно растянуть или подрезать. «Сразу подрезать уздечку не рекомендую. Существуют упражнения, с помощью которых весело и безболезненно возможно растянуть подъязычную связку», — говорит логопед Светлана Ведрашко.

Упражнения можно выполнять самостоятельно. Их надо делать регулярно, по 15 минут в день.

Если у ребенка к четырем годам не поставлено произношение звуков, то лучше обратиться за консультацией к специалисту. Но стоит помнить, что звуки «р» и «л» ребенок обычно начинает произносить правильно к пяти-шести годам», — Любовь Пронина, логопед-куратор центра «Людмила».
ШЕПЕЛЯВОСТЬ. Шепелявить дети начинают из‑за того, что они долго сосут соску. Также причинами появления этого дефекта могут быть неправильный прикус, нарушение строения зубов и равнодушие родителей к неправильному произношению шипящих и свистящих звуков их ребенком.

Причиной шепелявости могут быть и короткая уздечка, и слабость мышц языка. Тут необходимы упражнения, направленные на укрепление языка, и массаж языка.

Массаж имеет право делать лишь специально обученный логопед. В противном случае можно только навредить, замечает логопед Тамара Сияменд.

ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО. Для исправления неправильного произношения звуков ребенку потребуется в среднем четыре месяца, говорит Светлана Ведрашко. Но бывают и исключения: все зависит от частоты занятий, выполнения или невыполнения домашних заданий и мотивации учащегося. Со взрослыми же, бывает, хватает и четырех-пяти занятий.

Им требуется меньше времени, чем ребенку, так как важнейшая часть успеха — мотивация — у них уже имеется. При работе со взрослыми логопеды отмечают другие трудности.

Они много лет неправильно произносили определенный звук, и сразу перестроиться на новый лад получается не так‑то просто.

По привычке уже после постановки правильного произношения они некоторое время все равно продолжают говорить как прежде.

Упражнения для растягивания уздечки «Лягушечка»
Рот открыт максимально широко, языком «ловим» комаров и мушек — максимально выбрасывать язык резкими и точными движениями изо рта. Поначалу могут быть неприятные ощущения под языком, которые после непродолжительной тренировки исчезнут.

«Лошадка». Надо просто цокать языком.

«Грибок». Язык присасываем к небу и удерживаем некоторое время, пока сам не отскочит.

«Гармошка». Из положения «Грибок» двигаем челюстью вверх-вниз.

Источник: Светлана Ведрашко, логопед и психолог центра «Азбука речи»

Подрезание уздечки
Подъязычную связку подрезает врач-ортодонт, как правило, ножницами. Можно вместо ножниц использовать лазер. Процедура проводится под местным наркозом. Но после операции речь сама собой не наладится — все равно потребуются занятия с логопедом.

http://www.mr-msk.ru/story/2011/08/05/story_7583.html

Логопедические занятия: когда же нужно обращаться к логопеду?

24.05.2010
Современный ребенок к 3 годам должен произносить фразы, предложения и большинство звуков грамматически правильно.

К 4-5 годам: говорить связно; полно излагать мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова. Словарный запас малыша к этому возрасту составляет от четырех до пяти тысяч слов.

Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи, задержке речевого развития илифонетико-фонематическом недоразвитии: от полной невозможности соединять слова во фразы или произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, ту-ту) до развернутой речи с недостатками звукопроизношения.

Вот такому малышу требуется своевременная логопедическая помощь.

Логопед — специальный педагог по исправлению дефектов речи.

В «Азбуке Души»исправлением звукопроизношения, коррекцией заикания и другими трудностями речи занимается логопед и психолог, Светлана Ведрашко. Она ведет занятия по развитию речи, дикции, темпа, ритма, интонации, постановке речевого дыхания, голоса и другие.

Также у нас проходят занятия по подготовке детей к школе, обучению письму и грамоте, предупреждению трудностей устной и письменной речи. Возможен выезд логопеда домой.

ДЕТСКИЕ ИГРЫ во взрослой жизни. Найди правильную роль. COSMOPOLITAN, август 2010

01.08.2010
ОТЫГРАТЬ НАЗАД

«Разбор игр из нашего детства — отличный способ самоанализа. Часто человек находит в этом личные терапевтические инструменты. К примеру, заставляли тебя в детстве садиться за фортепьяно, а ты мечтала о гитаре и изображала солистку рок-группы. Значит, надо купить гитару и учиться играть на ней, сделать это терапевтическим хобби, иначе так и будешь всю жизнь хотеть совсем не того, что тебе предлагают.

Обязательно вспомни, чего тебе не доставало в детстве. Примеров много. Бывает, мама рожает дочку и «играет» в нее, потому что не доиграла в куклы. Это неверный ход: лучше вместе с дочкой «освоить» кукол, которые тебе так нравятся. Это обоснованный психологический прием. Имей в виду: если ты наряжаешь дочку, как куклу, возможно, тебе имеет смысл стать дизайнером одежды, а сами куклы здесь ни при чем. В каждой истории свои нюансы. Главное — все время контролировать себя в игре, включать осознание проблемы».

Светлана ВЕДРАШКО
психолог, консультант ЦЕНТРА «АЗБУКА ДУШИ»

А ты помнишь, кого ты охотнее всего изображала в детстве? Оказывается, это влияет на дальнейшую жизнь сильнее, чем нам хочется. Зато при помощи детских игр можно впоследствии решать вполне взрослые проблемы.

Играя в дочки-матери, ты не только строила домик куклам, но и анализировала внутрисемейные отношения своих родителей и преодолевала домашние конфликты. Когда ты вертелась перед зеркалом с маминой помадой и на ее каблуках, на самом деле, со слов психологов, отрабатывала женский поведенческий стереотип. Играми дети обозначают привязанности, страхи, болезни, в игре и сказке решают важные вопросы — умничать со словами «либидо» или «гештальт» мы начинаем гораздо позже, начитавшись книг…

Еще интереснее обстоит дело с сюжетными игровыми сценариями и ролями, которые ты в них выбирала. Грамотный психолог по ним может выстроить профиль твоей личности и провести терапию. Но если интересно, можешь заняться самоанализом.

Программа

Специалисты утверждают, что в период стресса заниматься игротерапией просто необходимо. Как ты бы предпочла вести себя в напряженной обстановке? Захочется ли много говорить, размышлять, сыпать умными словами? Вряд ли. В стрессе либо молчат, либо кричат. Не нужно ни того, ни другого — можно просто тихо (или громко) поиграть.

Чтобы всплыли «правильные» воспоминания, можно:

пересмотреть и перечитать любимые в детстве фильмы и книги;
пролистать ностальгические сайты, форумы и блоги (76-82.ru — там полно дворовых и камерных игр);
расспросить маму, пообщаться с друзьями детства;
пересмотреть семейные фотографии.
Все детали своих воспоминаний запиши. Ответь на вопросы:

Какие игры ты любила больше всего; каких, наоборот, избегала?
Какие роли хотела исполнять сама, а на какие тебя назначали?
Что в играх нравилось, что пугало, что казалось рутиной?
На каком этапе роль надоедала, доигрывала ли сюжет до конца?
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Эрик Берн в книге «Люди, которые играют в игры» привел краткую типологию наших любимых ролей. Мы решили расширить ее и дать несколько советов. Можешь вживаться в роль одна, но лучше если ты пригласишь наблюдателей и вместе вы построите групповой тренинг: каждый будет оценивать сюжет по-своему, работать психотерапевтом для других участников, а в конце вы обсудите, как выглядела та или иная игровая модель со стороны.

Падчерица

РОЛИ: Золушка, Хаврошечка, рабыня Изаура (и другие мыльные героини), Настенька из сказки «Морозко» — подойдут любые падчерицы, служанки и сиротки. Типичная жертва, делающая вид, что ей легко и радостно нести свое бремя. В меру трудолюбива, но выполняет работу, ожидая большой, иногда несоизмеримой благодарности за нее.

ПРОБЛЕМЫ: конфликт поколений («злой мачехой» может быть мама, свекровь, начальница и т.п.), борьба за собственное я. Неприятие себя как женщины (такие девушки часто одеваются в неяркие цвета). В карьере продвижению наверх может препятствовать излишняя исполнительность, дотошность, суетливость, неумение видеть дело в масштабе.

ИГРОТЕРАПИЯ: Тебе повезло: для золушек и хаврошечек придумано целых две игры! Первая: представь, что твоя сиротка внезапно превращается в буйного монстра. Вообрази, как у тебя отрастают клыки, когти, какое оружие появляется в руках, как кроваво ты расправляешься со своей мачехой. Поиграй в это (вместо крови пользуйся, пожалуйста, кетчупом!) и уничтожь врагов. Если этого недостаточно, сыграй в другое превращение: у твоей рабыни Изауры отрастают эльфийские крылья, и она улетает из дома, воспаряет над своими унижениями. Нарисуй в красках, что ты видишь, как прощаешься с родным домом, какие чувства испытывает твоя «мачеха». Это поможет проститься с уютным домиком, где тебе приходится играть роль жертвы.

Принцесса

РОЛИ: Спящая красавица, Белоснежка, любые заточенные принцессы, Настенька из «Аленького цветочка», Красавица (та, что с Чудовищем), Мальвина. Внешне — истинная женщина, привлекательная, модно одетая, сексуальная. А внутри, как правило, особа с весьма резким настроем, часто сноб или ярая феминистка (что из понятий преобладает — в данном случае неважно). И что особенно забавно, принцесса всегда хочет казаться недотрогой, какие бы серьезные проблемы она ни решала.

ПРОБЛЕМЫ: отрицание мужчин и бесконечный поиск принца (затягивающийся порой до менопаузы), серьезные проблемы в половой жизни (вплоть до фригидности и вагинизма). Карьерой недовольна, считает, что способна на большее. Главная проблема принцессы — слепая уверенность, что у нее вся жизнь впереди и ей можно «спать еще сто лет».

ИГРОТЕРАПИЯ: В тебе есть все, чтобы быть принцессой, и странно, что ты сама не догадалась в это поиграть. Наряжайся: пышное платье, трон и корона! Прочувствуй все: как сидеть, как ходить, как вкушать золотой ложечкой из хрусталя, а главное — как себя преподносить. Заведи свиту (друзья, подруги, близкие), издавай указы (используй все средства связи для этого). А в конце инициируй госпереворот — свергни себя с престола, чтобы наконец превратиться в земную девушку!

Девочка

РОЛИ: Красная Шапочка, Алиса в Стране чудес, Машенька из русских народных сказок. Типичная девочка, инфантильная, игривая, легкая, беззаботная и безотказная. Старается всем помогать, но обычно это плохо получается. Нередко девочка на побегушках. В любви ждет ярких впечатлений — опасного, но сексуального Серого Волка или всемогущего покровителя — Чеширского Кота.

ПРОБЛЕМЫ: Мужчины не воспринимают этот тип всерьез и не стремятся завести с такой девушкой семью. К тому же мало кому удается удовлетворить ее жажду яркой жизни. В карьере она на вторых ролях, потому что не успевает справиться со своей работой, но охотно берет на себя обязанности коллег. Жизнь для девочки — страшный лес.

ИГРОТЕРАПИЯ: Девочки привыкли торговаться: «Ты сделаешь это, а я за это то» (буду жить с медведем за то, что он отнесет бабушке пирожки). Сыграй в магазин, обустрой прилавок, напиши ценники. Товары — и предметы, и абстрактные категории. Выступи в роли и продавца, и покупателя. Пойми, за сколько продашь или купишь любовь, комфорт, мудрость. Очень познавательно!

Активистка

РОЛИ; Маша Старцева, Гайка из мультфильма про Чипа и Дейла, зайчихи, бельчихи, принцесса Фиона, кавказская пленница. Отличница, спортсменка, красавица. Неутомимый человек с талантами. «Она идет по жизни смеясь» — о ней.

ПРОБЛЕМЫ: минимальные. Из-за легкого отношения к жизни может опустить руки перед неудачами, если они покажутся непосильными.

ИГРОТЕРАПИЯ: Для профилактики стрессов поиграй в супергероя (надень майку с лого Супермена или костюм Бэтмена) и решай магические задачи. Как спасешь популяцию чернопопиков от вымирания? Чем заштопаешь озоновую дыру? Как будешь эвакуировать всех землян, если что-то не так пойдет с коллайдером? Чем абсурднее и невыполнимее задача и чем подробнее твой план спасения, тем легче тебе будет жить.

Волшебница

РОЛИ: Царевна-лягушка, фея, ведьма, герои «Гарри Поттера», Царевна Лебедь и прочие магические героини, Алиса Селезнева (супердевочка со знанием будущего). В чем-то одаренная личность, не всегда довольная своими способностями. Легко добивается желаемого. Окружена успешными и любящими мужчинами, считает это само собой разумеющимся («приворожила»). Жаждет подвигов.

ПРОБЛЕМЫ: заниженная самооценка, болезненная потребность в признании и саморазвитии. И в любви, и в карьере успешна, но все равно недовольна достижениями. Комплекс отличницы.

ИГРОТЕРАПИЯ: Играй в школу волшебниц — ты и в роли учителя, и в роли ученицы. Чем «магичнее» уроки, тем лучше. Устраивай диктанты по теории обольщения, контрольные работы по зельеварению домашней косметики и как можно больше валяй дурака. С твоей серьезностью надо бороться всерьез! Тебе так легко все дается, а ты еще жалуешься!

Занавес!

Один из постулатов игротерапии: «Ребенок излечивается от проблем, если играет легко и радостно». Ты сама почувствуешь, когда лечение подействует: захочется заплакать от облегчения, или засмеяться, или сладко уснуть. А наутро встанешь совсем здоровой: можешь похвалить себя за отличную работу, вчера ты избавилась от застарелой проблемы или комплекса. Теперь все пойдет иначе, не сомневайся!

Светлана Лунина.

Фотик в подарок. АИСТЕНОК, Декабрь-январь 2008/2009
30.12.2008
Светлана ВЕДРАШКО
психолог, логопед

Ваш малыш подрос, ему восемь, девять или десять лет. Близится Новый год. Что же дарить? Очередную игрушку? А что если что-нибудь посерьезнее, например, фотоаппарат?

Стоит ли думать, что малыш его разобьет или у него ничего не получится? Или надо просто сразу научить ребенка, как с ЭТИМ обращаться?

Дети очень легко и быстро обучаются. А если еще и показать несколько техник фотографирования, то вы обеспечите вашему чаду потрясающее хобби, которое займет его свободное время, разовьет воображение и эстетическое восприятие окружающего мира. И для маленьких любителей экспериментов фотокамера станет незаменимым помощником и отличным другом.

Как же научить ребенка делать достойные фотографии? На что он должен обращать внимание? Как строить кадр?

Конечно, все эти вопросы возникнут чуть позже. Первым будет — какой фотоаппарат выбрать?

Не надо замахиваться на профессиональную фототехнику, давайте попробуем для начала разобраться с обычным, не очень дорогим цифровым фотоаппаратом. Тем более что в наше время фотографировать стало легко, приятно, а фотоаппарат может быть маленьким и удобным. Причем красивые снимки возможно сделать даже на фотокамеру в мобильном телефоне. Но главное преимущество современного аппарата — это, конечно же, то, что мы можем смотреть кадр сразу — это дает почву для экспериментов и познания техник самостоятельно, путем долгих испытаний, проб, ошибок.

Я увидел это так!

Люди начинают интересоваться фотографией по целому ряду причин. Некоторые берут камеру в руки в качестве хобби. Другим нравится сохранять свидетельства о главных событиях в их жизни. Но фотографией можно заниматься и как средством выражения своих творческих способностей и показа своего видения мира. А для родителей это может быть источником дополнительной информации о чаде. Позвольте ребенку заниматься любимым делом и наблюдайте, что и как он снимает, какие пейзажи и композиции выбирает. Фотографирование — та же проективная методика, что и рисование. Если фотография темная, лица хмурые — значит, эмоциональное состояние подавленное. Если много ярких красок — настроение бодрое. Если краски яркие, но темные — возможно, есть неразрешенная агрессия. Поинтересуйтесь: что побудило ребенка сделать такое фото? Какие чувства испытывает он к этой картинке? Очень важно то, что корректируются эти состояния также в процессе фотографирования.

Зачем нужен фотоаппарат

Восемь преимуществ фотографии как хобби:

1.Запечатлеть друзей. Веселые моменты, праздники, вечеринки.
2.Поделиться с друзьями и родными увиденными чудесами.
3.Увидеть себя со стороны. Эффект зеркала.
4.Пополнить библиотеку впечатлений красивыми кадрами. Эксперименты с пейзажами.
5.Фототерапию очень эффективно использовать как «опыт красоты» — человек начинает видеть красивое и необычное в обыденном.
6.Сделать подарок — открытку собственными руками.
7.Украсить комнату — повесить понравившуюся фотографию в рамку.
8.И наконец, просто занять себя на скучном мероприятии, когда уже, казалось бы, все переделал, со всеми пообщался, и теперь как раз можно пойти и что-нибудь фотографировать, будь то цветочки, жучки, паучки или же закат за окном. Позвольте ребенку выплеснуть переполняющие его эмоции в фотографии. Это отличный повод поговорить, обсудить, расспросить — пообщаться.

Ниже несколько полезных замечаний и пояснений для молодых фотографов.

Три составляющие хорошего кадра

1. Свет. Наиважнейшая составляющая фотографии. Старайтесь, чтобы он бил не в лицо фотографу, а как бы из-за спины — это называется «свет не должен быть «против кадра». Солнце же — источник самой чистой формы цвета. Но слишком яркое освещение не очень удобно для фото. Поэтому маленькая хитрость: самое благоприятное время для фотосъемки — раннее утро и предвечерняя пора, когда солнышко невысоко расположено над горизонтом.

2. Композиция. Она, конечно же, зависит от собственного видения мира, индивидуального стиля. Но у фотографов есть секрет и на эту тему. Центр композиции — наиболее важный элемент на снимке, куда естественным образом устремляется взгляд. Наиболее популярным и полезным правилом является правило «Золотого сечения». Оно разработано живописцами и действует по принципу, что если вы делите изображение в соотношении 2:1, композиция обретает законченность. Как же это сделать? Все, что необходимо, — это разделить видоискатель вашей камеры на девять секторов воображаемыми вертикальными и горизонтальными линиями. Если присутствует очевидный центр композиции, например цветок, вам следует расположить»его на одном из четырех пересечений решетки таким образом, чтобы она была на треть’сверху или снизу рамки и на треть с каждой стороны. Располагая объект таким образом, вы автоматически получаете наиболее выигрышную композицию. Упрощая эту схему — мысленно разделите сцену, пойманную видоискателем фотоаппарата (окошечко, куда вы смотрите), на три части и сместите главное, что вы хотите выделить, в одну из этих частей. Таким образом, ваш объект не должен находиться прямо посередине, а должен быть смещен от центра.

Это правило используется преимущественно при съемке ландшафтов, натюрмортов и т.д., но оно также полезно при съемке крупным планом и объектов, где присутствует центр композиции.

3. Фокусировка. Как и наши глаза, объектив фотоаппарата не в состоянии четко «видеть» более одного объекта. Попробуйте посмотреть на бутон цветка, зафиксировав на нем взгляд, — и вы увидите, что другие бутоны будут «не в резкости». Также и фотоаппарат — он способен сфокусироваться только на одном предмете, на одной плоскости. Так что выбирайте ракурсы и экспериментируйте — фокусировка и расфокусировка могут стать отличными идеями для интересных снимков. Например, вам надо выделить цветок, а фон за ним вы видите размытым. Сфокусируйте фотоаппарат на цветке — таким образом, зелень леса за ним получится как нарисованная акварелью, размытой. Колокольчик оказывается в фокусе, а лес не в фокусе.

Покупка фотоаппарата

На что же обращать внимание?

Конечно же, вы можете выбрать фотоаппарат в мобильном телефоне, который будет отличной альтернативой в условиях, кода хочется срочно снять что-то интересное, а в кармане только мобильник. Но если речь идет о «настоящем» фотоаппарате, то ниже приведу несколько полезных советов.

Обычному цифровому фотоаппарату вполне достаточно 3—5 мегапикселей. Большее значение придает фотоаппарату пафосу, но на качестве снимка данной категории практически не отражается. О хорошем качестве электронной начинки говорит поддержка формата TIFF. Преимущества стеклянной оптики, конечно же, тоже имеют место быть, но и пластиковые линзы вполне подойдут для любительских снимков — разница вряд ли будет заметна. Дисплей: чем больше его размеры, тем удобнее увидеть компоновку будущего снимка. Но в принципе можно ограничиться и диагональю 1,8 дюйма. Единственный недостаток большой диагонали — больший расход энергии источников питания. Питание: сложная электронная начинка с большим аппетитом «кушает» энергию. Обычные батарейки расходуются очень быстро. Лучше использовать специальные аккумуляторы. Еще удобнее, если есть возможность работы с внешним питанием от сети. Баланс белого: чтобы снимки выглядели естественно, аппарат должен уметь устанавливать баланс белого цвета. Обычно это делается автоматически по нескольким запрограммированным режимам. Но всего не предусмотришь, поэтому поддержка ручного баланса необходима. Впрочем, термин «ручной» — это больше дань традициям, на самом деле все равно работает автоматика — хоть и по команде, данной вручную. Вспышка — вещь, необходимая для домашней съемки и способная легко испортить любой хороший кадр. Работа обычной плоской вспышки сопровождается такими нежелательными последствиями, как красные глаза и неестественные тени на лице. Альтернатива — «умная» вспышка, автоматически меняющая угол освещения и синхронизирующая свою работу с затвором. И конечно же, очень важный параметр отличных кадров — это, безусловно, практика и личный опыт. А поймать хороший кадр всегда поможет наблюдательность, фантазия и интерес к окружающему миру.

Экспериментируйте, фантазируйте, воплощайте свои идеи в фото!

Независимо от того, новичок вы или продвинутый пользователь, фотоаппарат может стать замечательным другом, отличным источником позитивных эмоций и радостей для вас и вашего ребенка.

Мы играем в зоопарк. АИСТЕНОК, Октябрь 2008
01.10.2008
Светлана ВЕДРАШКО
психолог, логопед

  В наше время большой акцент делается на обучение детей с самого раннего возраста. Буквально с пеленок малышей учат читать, писать, считать, причем одновременно. Тем не менее, ведущая деятельность в раннем возрасте все же игровая. И желательно, чтобы игра была в радость, вызывала приятные ощущения, положительные эмоции. Тогда развитие будет гармоничным, а так называемые «занятия» эффективны.

Игра — универсальный способ воспитания и обучения маленького человечка с самого раннего возраста. Наверное, вы не раз замечали, как увлеченно и радостно играет ваш ребенок, сколько эмоций отражается во время игры в его глазах, как богат и разнообразен мир его детских фантазий. А ведь игра — это не только развлечение для карапуза, это его жизнь, первый социальный опыт.

Если вы хотите развить необходимые способности малыша: научить его думать, правильно понимать речь взрослых, воспринимать окружающую действительность, — играйте с ним. Игры принесут в жизнь вашего чада радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Сюжетные, ролевые игры разовьют воображение, творческие возможности, внимание, память, речь. А если ваш малыш пропустил какой-то этап развития, например не ползал, в игре можно компенсировать это, доползать, доиграть, подкорректировать.

В игре у дошкольника интенсивно развивается психика, активно работают память, мышление, восприятие. В игре ребенок больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем в ситуации простого «учебного» задания. Даже острота зрения повышается в условиях игры. Ну и, конечно, обогащается запас знаний о мире. А также вы сами лучше узнаете своего малыша, если поиграете с ним вместе. А это важно для вашего взаимопонимания, для полноценного общения.

В игре с животными (например, это домашний зоопарк мягких игрушек) вы можете понаблюдать отношения вашего малыша с окружающими его людьми. Попросите его с помощью плюшевых зверюшек расставить свою семью или же его детсадовскую группу вместе с воспитателем. Понаблюдайте, кто с кем стоит, кто на кого похож, а может, малыш кого-то забыл — таким образом вы узнаете много интересного и важного о вашем чаде и его восприятии окружающей действительности.

Развитие голоса

Замечали ли вы, как дети подражают всем звукам, попадающим в их поле восприятия? Они то мяукают, как кошки, то по-собачьи лают, то рычат словно тигры? Используйте эту удивительную способность для развития голоса. Попросите малыша прислушаться, как подает голос кошка, собака, корова, лошадь, петух.

Поиграйте в такую игру: все животные зоопарка встретились и разговорились. Кто как будет разговаривать? Кошка мяукает (помяукайте), собака лает (полайте), коза блеет, корова мычит, тигр рычит, кукушка кукует, лягушка квакает, свинка хрюкает, сверчок стрекочет… У кого какой голос? Низкий, высокий? Громкий, тихий? Ребенок, изображая голоса разных животных, развивает себе слух, восприятие отдельных звуков.

Таким образом, ребенок будет иметь представления о силе голоса, о модуляциях — ниже-выше, громче-тише. А к школьному возрасту легче усвоит такие понятия, как гласный-согласный звук, звонкий-глухой, мягкий-твердый.

Школа пения

Птицы, обитающие в одних и тех же краях, поют схожие песни, перенимая их не только у родителей, но и у соседей. Гуляя в лесу, прислушайтесь к щебету, попробуйте узнать и запомнить, как поет та или иная птица. Тем самым вы и слух разовьете, и память потренируете.

Развиваем воображение

Изучите части тела различных животных — лапы, хвост, уши, грива, крылья и т.п. И попробуйте из частей разных животных собрать нового зверя. Возможно, это будет аппликация. Нарисуйте, а затем вырежьте. Повеселитесь, посмотрите, что получится. Попросите малыша придумать и нарисовать несуществующее животное. Это отличная методика для выявления эмоциональных особенностей вашего ребенка. Поспрашивайте, как зовут животное, где живет, с кем живет, кого любит, кого не любит, — и вы откроете много интересного о взаимоотношениях крохи с окружающим миром.

А если ребенок боится кого-нибудь из животных или насекомых, можно дорисовать им клетку или посадить в ящик.

Тактильное восприятие

А знаете ли вы, что рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности. Поэтому логопеды используют пальчиковую гимнастику для развития речи (пальцы напрямую связаны с языком), развивая мелкую моторику — повышается подвижность языка, движения становятся плавными и ритмичными. Малышам так важно трогать все руками. С помощью пальчиков они познают мир, пытаются найти различия между предметами, построить отношения с окружающей средой.

Задание: походите по спине руками, как слон, кот, змея, бабочка и другие животные, птицы, насекомые. Для начала называйте животных, потом пусть малыш пытается угадать, кто это по его спине прошел, а потом поменяйтесь ролями.

Сенсомоторная коррекция

В процессе ползанья у малыша развивается пространственное восприятие. Если карапуз «проскочил» этот важнейший период, могут даже возникнуть проблемы, связанные со способностью правильно говорить, писать, читать и многое другое.

Сложности могут выражаться в том, что ребенок путает право и лево, верх и низ, неправильно или с трудом пишет, читает. Нарушается ориентация в пространстве — малыш постоянно за что-нибудь задевает, не рассчитывает пространство. Во взрослом возрасте это так называемые топографические проблемы: неспособность ориентироваться по карте, сложности с запоминанием нового пути.

Именно с помощью ползанья человек впервые начинает передвигаться в пространстве.

Тем, кто пропустил ползанье, — также дорога в зоопарк. Научитесь у животных двигаться, понаблюдайте, кто как перемещается. Даже простые игровые ситуации развивают движения, ритмику, пластику, межполушарные связи.

Поиграйте с малышом, а заодно выучите движения. Пробудите интерес — очень важно, чтобы занятия были именно интересными. Чем забавнее будет игра, тем лучше усвоятся навыки.

Вместе с малышом попробуйте поиграть в такую игру: вы называете животное, а малыш в движении показывает, как оно передвигается.

Затем попробуйте показать движение, а карапуз пусть угадает, кого же вы изображаете.

Потом поменяйтесь ролями: карапуз загадывает животное и выполняет движения, а вы угадываете, кого же он пытается изобразить. Лягушка — прыгает, лошадка — скачет (разными аллюрами, шагом, рысью, галопом), кошечка — мягко ступает на подушечки лап, змея -ползает и т.д. Попробуйте имитировать движения всех животных. А чтобы было веселее — ползайте вместе с малышом! Положительные эмоции нужны и вам.

Для полноценного развития так важны новые впечатления, новые знания. Необходимо гулять, наблюдать, фантазировать. И, конечно же, играть, развивая воображение. Играть, чтобы ребенок понимал пространство для реализации своих творческих возможностей.

Азбука Души
тел.: 8(916) 606-15-78

 
Жил на свете язычок. АИСТЕНОК, Сентябрь 2008
 
Для развития речи, артикуляции расскажите малышу сказку со специальными логопедическими упражнениями:

«…Жил на свете Язычок (показать язык). И однажды превратился он в кошечку, которая иногда мирно спит за заборчиком (язык за нижними зубами, рот прикрыт), а иногда выходит погулять за его пределы, собирать грибы, качаться на качелях (кончик языка двигается вверх-вниз, от верхней губы к нижней), играть с воздушными шариками (со звуком «с-с-с» животик надувается как шарик) или даже погонять в футбол («забивать гол» упираясь язычком поочередно то в одну, то в другую щеку с внутренней стороны)… Дома кошечка печет вкусные блинчики (язык на нижней губе, верхняя шлепает по нему: «пя-пя-пя») и пьет чай (язык в форме «чашечки»), слизывая язычком вкусное варенье с носика (язык тянется к носу), а после этого чистит зубки (язык чистит зубки со всех сторон), причесывается (зубами как бы расчесывать язык) и ложится спать… И во сне она попадает в свой удивительный, волшебный мир путешествий и приключений, там она плавает на лодочке с парусом (язык тянется вверх и назад, к глотке), ездит на машине (вибрирующее шлепанье губами под напором выдуваемого воздуха — звук заводящейся машины или команда лошади остановиться — «Тпррр») к своим друзьям в разные страны: к Слонику (сделать губами хоботок, трубочку), к Бегемотику (язык внизу, кончик у нижних зубов, рот широко открыт), к Лягушке («ловим комариков», ритмично выбрасывая язык изо рта вниз и так же ритмично возвращая его «за заборчик» зубов), к Ежику (язык в форме «иголочки»), к Дятлу (звук «д-д-д» по верхним зубам), к Индюку (язык болтается по верхней губе) и Лошадке (цоканье языком)…»

Формирование речи у младенца начинается сразу после появления на свет. Как же правильно общаться со своим чадом, чтобы помочь его развитию и не навредить? Малыш воспитывает свою речь, копируя действия взрослого — прежде всего того, кто постоянно за ним ухаживает, с ним играет, рассказывает простенькие стишки, поет песенки…

Задумывались ли вы, что некоторые естественные процессы крайне важны для развития артикуляционного аппарата? Например, самый важный в этот период — процесс сосания при грудном вскармливании. По сути, это и есть первая артикуляционная гимнастика, первый массаж языка, а также условие формирования правильного прикуса. И что интересно, когда малыш плачет, широко открыв ротик, вы можете увидеть, что его язычок принимает положение «чашечки» — как при упражнении, использующемся в логопедии для постановки звука [ш]. Пронзительный крик развивает голос и дыхание, а «пускание слюней пузырями» совершенствует движения губ… А обращали ли вы внимание, как внимательно малыш изучает ваше лицо, как пристально смотрит вам в рот, будто пытаясь понять, каким образом оттуда появляются слова, фразы. Так что вы без труда можете делать несложные упражнения, играть с высунутым языком вашего малыша, например «в прятки», или даже легонько массировать соской или специальными пластиковыми палочками для зубок. А знаете ли вы, что руки, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности. Поэтому логопеды и используют пальчиковую гимнастику для развития речи — пальцы напрямую связаны с языком, при развитии мелкой моторики повышается подвижность языка, движения его становятся более плавными и ритмичными. Поиграйте на музыкальных инструментах! Да-да! Возьмите ручки малыша в свои и имитируйте ими игру на фортепиано, трубе, гармошке. Всему свое время Вы наверняка замечали, что ваш малыш все время общается: с вами, с игрушками, сам с собой. Он использует свой уникальный язык: пыхтит, тарахтит, кряхтит, визжит, лопочет что-то понятное только ему — все эти звуковые и голосовые реакции и есть постепенное овладение речью. Она формируется поэтапно, и важно, чтобы ребенок последовательно прошел их все, не пропуская и не перескакивая с одного на другой. С первого дня жизни малыш начинает впитывать, усваивать информацию о том, что происходит вокруг него, учится общаться, адаптируется к новым, пока еще малопонятным для него условиям. Свое появление на свет он знаменует криком, который, так же как и плач, активизирует деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

«Агу-агу!»

Первые звуки младенец начинает произносить в период «гуления». Они образуются при помощи наиболее доступных крохе органов артикуляционного аппарата: губ и корня языка. Именно эти звуки являются основой для становления членораздельной речи. Иногда уже в полтора, но чаще в 2—3 месяца ребенок начинает демонстрировать свои голосовые реакции, произнося «а-а-бм-бм», «у-гу», «бу» и т.д.

При гармоничном развитии в четыре месяца звуковые сочетания усложняются: появляются новые, вроде «агн-агн», «ля-аля» и т.п. В процессе «гуления» малыш как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по нескольку раз повторяет один и тот же звук, прислушивается, получая при этом удовольствие. Не мешайте, прислушивайтесь вместе с ним к звукам, помогите — образуйте простые слова, которые включают проговариваемые слоги «ма-ма», «ля-ля», «га-га».

Гулит ребенок только тогда, когда ему комфортно. Это положительная реакция, которая проявляется, если младенца ничего не беспокоит: ни внешние, ни внутренние факторы. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их.

«Ма-ма-ма»

При нормальном развитии «гуление» постепенно переходит в лепет. В 7—8,5 месяцев малыши произносят слоги типа «ба-ба», «дя-дя», «де-да» и т.д., соотнося их с конкретными людьми.

Лепет — это уже не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. Так, когда ребенок произносит «ма-ма», это относится именно к маме. В процессе общения с взрослыми малыш постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить элементы звучащей вокруг него речи. На этом этапе при общении с ребенком важно использовать различные интонации, модулировать голос, слушать музыку, ритмично двигаться вместе с малышом.

В 8,5—9 месяцев лепет приобретает интонационную окраску: по ней можно определить, доволен краха или нет.

В 9—10 месяцев увеличивается число «лепетных» слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми. В это время и далее необходимо использовать предметную деятельность: играть с малышом, показывать, обозначать названия игрушек и других предметов. Важно обращать внимание карапуза на различные действия: стул — стоит, дядя — идет, самолет — летит, гусеница — ползет и т.д.

Общение с удовольствием

Итак, общение с взрослым имеет определяющее значение для развития речи малыша. По этой причине в общении с ребенком очень важно использовать все ее компоненты максимально грамотно. С первых дней жизни старайтесь быть с младенцем мягче и нежнее — это обеспечит хорошую основу для формирования положительного эмоционального фона, и развитие вашего крохи будет протекать гармонично, без стрессов.

Благоприятные условия, в которых воспитывается ребенок, — доброжелательная обстановка, внимательное отношение, полноценное речевое окружение, достаточное общение с взрослыми — обязательны для нормального речевого развития. Нередко родители разговаривают с детьми очень импульсивно, эмоционально, с надрывом. Отсюда нарушения дыхания — вместо глубокого физиологического оно поверхностное, с резкими и частыми вдохами, которые легко можно определить на слух, потому что при вдохе ребенок достаточно шумно и порывисто заглатывает порцию воздуха для произнесения следующей фразы.

Только взаимопонимание и любовь в семье способствуют успешному развитию малыша. Получайте удовольствие от общения, фантазируйте, радуйтесь достижениям крохи. Ваш карапуз еще не научился говорить, но его чистый слух улавливает интонации, настроения, мелодичность вашей собственной речи.

Помните — наиболее интенсивный период в развитии речи малыша приходится на первые три года жизни. Именно в этом возрасте все функции центральной нервной системы наиболее легко поддаются коррекции и стимуляции. Внимательнее относитесь к своему малышу. Поощряйте его речевое общение. Создавайте ситуации, в которых у крохи возникла бы необходимость выразить свои эмоции. Если же возникают проблемы — например, у вашего малыша укороченная подъязычная связка, — постарайтесь найти хорошего логопеда, который с помощью специальных упражнений растянет ее. Не подвергайте ребенка стрессу от подрезания уздечки, поберегите его нервную систему.

Азбука Души
тел.: 8(916) 606-15-78

 
Библиотека впечатлений. АИСТЕНОК, Сентябрь 2008
Гербарий (лат. «herbarium», от «herba» — «трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определенными правилами. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги. В зависимости от вида растения на гербарном листе может быть представлена целая особь, группа особей или часть крупного (например, древесного) растения. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

Библиотека впечатлений – это наша память — в ней возможно сохранить лучшие моменты, пополнив новыми эмоциями свою «библиотеку впечатлений». И для этого у нас есть выходные. Чем же заняться с детьми прелестными осенними деньками? Как провести досуг? Куда сходить? Сейчас самое время выбраться на улицу, полюбоваться, как осень разукрашивает яркими красками природу, понаблюдать за перелетными птицами, поискать различия между летними и осенними растениями. И собрать гербарий — создать свою собственную картинку мира и таким образом сохранить положительные эмоции, которые так нужны для развития воображения и творчества, для смены впечатлений, для перезагрузки во время учебы. К тому же это интересно и увлекательно!

Дети всех возрастов любят собирать и засушивать растения. Чтобы собранные листья хорошо засохли и сохранили форму, их следует спрессовать.

Самым простым прессом является книга: листья и цветы для гербария помещаются между страницами толстой книги и прокладываются салфетками, чтобы не испачкать бумагу. Через несколько дней листья полностью высохнут и их можно наклеивать в альбом или тетрадь для гербария. Малышам интересно просто приклеивать сухие листья на бумагу.

Чем старше становится ребенок, тем более сложные гербарии он может собирать. Можно, например, собрать гербарии по темам: деревья и кустарники нашего леса; растения болотистых мест; мои любимые растения; лекарственные травы.

Тренируем память и речь

Уже с трех лет ребенок может вместе с вами изучать названия растений, камней, насекомых. В этом возрасте память еще очень пластична, а речь уже практически сформирована. Так что названия запомнятся легко, а рассказ об увиденном будет полезен для развития связной речи, способности усваивать информацию, а также постепенно подготовит малыша к обучению чтению, письму, разовьет пространственное восприятие и межполушарные связи. В процессе рассказа следите, чтобы ребенок говорил грамотно, чтобы речь была плавной, дыхание — ровным. Говорите размеренно и плавно сами — показывайте положительный пример. Малыш скопирует вашу манеру разговора.

Зрительное восприятие — запечатлеть, запомнить, сфотографировать — также полезно для развития памяти, мышления. Попробуйте вместе с малышом нарисовать картинку в лесу — возьмите с собой блокнотик и несколько мелков. Или снимайте увиденные травинки и листики на камеру: кроха будет очень горд, что смог сделать это «почти что сам»…

Развиваем эмоциональность

Кроме памяти и речи, вы можете развивать тактильное восприятие, воображение, эмоциональность.

Яркие картины увиденного оставляют у детей неизгладимое впечатление.

Это позитивно влияет на формирование положительных эмоций, которые в свое время помогут деткам справиться с нагрузками, оказываемыми учебной деятельностью. Делая небольшие перерывы на воспоминания, на восстановление в памяти красивых пейзажей, малыш разгрузит мозг и снова будет готов воспринимать информацию. Именно поэтому очень важно менять обстановку, почаще бывать на природе, «фотографировать» глазами пейзажи, цветы, животных, насекомых… Помогите своему ребенку: обратите его внимание на перелетных птиц, на разные оттенки красок, на различия между осенней и летней водой в прудах. Способность переключаться очень важна для полноценного эмоционального развития.

Тактильное восприятие

А замечали ли вы, какое огромное значение для развития ребенка с самого младшего возраста имеют тактильные ощущения? Руки, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности. Поэтому логопеды и используют пальчиковую гимнастику для развития речи: пальчики напрямую связаны с языком, с развитием мелкой моторики повышается подвижность языка, движения которого становятся более плавными и ритмичными. Рука ребенка прикасается к шершавой теплой ракушке, глянцевым мокрым камешкам, сыпучему песку, к листочкам, улиткам, различным насекомым и растениям. Можно сколько угодно рассказывать ребенку о том, какие растения как выглядят, смотреть вместе фотографии, фильмы, но все это будет плохо усвоено, до тех пор пока он сам не прикоснется пальчиками к камешкам, цветочкам, листочкам. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.

Развиваем воображение

А еще гербарий — это ведь и прекрасная картина. Попробуйте создать вместе с ребенком красивый пейзаж, натюрморт или, может, аппликацию, только не из цветной бумаги, а из засушенных частей растений.

Красиво выполненная картинка способна украсить ваш дом, а малышу будет приятно и полезно почувствовать свое участие в оформлении предмета интерьера.

И еще. Каждый знает, сколько бесценных находок ожидает нас в лесу на каждом шагу — это камешки, шишки, желуди, перышки, палочки замысловатой формы, опавшие листья и веточки, деревяшки, грибы-трутовики, кусочки мха, орешки. Все эти сокровища малыши любят тащить из леса. А если к этому природному материалу добавить пластилин, цветную бумагу, кусочки ткани и клей, то получится замечательный набор для поделок из природных материалов.

Что из этого можно сделать? Да все что угодно! Зверушек, птичек, цветочки и даже сказочный город. Стоит только включить фантазию и поиграть. Такая сюжетная игра особенно полезна в дошкольном возрасте, но и для взрослых будет удачным проведением досуга, так как занятия с малышами отключат вас от повседневных трудностей и забот и дадут вашему сознанию возможность «перезагрузиться». Попробуйте искренне и с удовольствием играть с вашим малышом.

Проективная методика

А еще в психологии есть такое понятие, как проективная методика. Через нее мы, психологи, познаем внутренний мир человека, выясняем проблемные моменты, составляем программу психокоррекции. В основном это рисунки. Но также это могут быть стихи, песни, фотографии, работа с музыкальной импровизацией и многое другое. В том числе и гербарии. Собирая их вместе со своим малышом, вы не только разовьете его эмоциональный фон, воображение, память и речь, но еще и узнаете о нем много интересного, важные факты о его восприятии и отношении к внешнему миру, к вам, к окружающим людям.

Для этого предложите ему изобразить, например, картину семьи. Поиграйте: какой листик будет мамой, какой папой? Понаблюдайте, где и как малыш расставит их на бумаге. Это очень важно для вашего понимания самоощущения, самооценки ребенка — посередине ли он, между папой и мамой, или же где-то сбоку? Держит ли он вас за руки? А может, он вообще забыл себя изобразить? Отсюда вы можете сделать выводы, насколько комфортно ему в семье. Как видит отношения папы и мамы между собой. Видит ли он себя рядом, между вами или вообще его нет на картине — все это важные сигналы для вас, родителей. Конечно, это работа психолога, но, доверяя своей интуиции, простейший анализ вы и сами с успехом сможете провести — пробуйте, интерпретируйте. Добавьте камешков, каштанов и попросите изобразить ситуацию, когда малыш в школе, в детском садике, во дворе среди друзей…

Общение с живой природой радует детей, они искренне восхищаются жучками, паучками, копаются в земле, собирают осенние листья, мхи… А как малыши любят возиться с глиной, лепят из нее поделки… Порой родители пытаются ограничить свое чадо от этих не очень «чистых» занятий, и напрасно — лучше поучаствуйте, сделайте вместе поделку, вылепите какую-то ситуацию, будь то проблема в садике, школе, отношения с братиком, сестренкой… Ваша совместная фантазия поможет вам и вашему малышу сохранить добрые отношения и взаимопонимание.

Азбука Души
тел.: 8(916) 606-15-78

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.